воскресенье, 9 декабря 2012 г.


Сегодня предлагаю обратить внимание на изменения, который с 2013 года будут иметь место в процедуре банкротства в Украине. Закон о банкротстве изложен в новой редакции и претерпел существенные изменения. В статье ниже отмечены лишь основные из таких изменений. 




Новации регулирования статуса залоговых кредиторов в процедуре ликвидации должника, признанного банкротом.

С 19.01.2013 г. вступает в силу новая редакция Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом». В результате этого правовое регулирование изменяется существенным образом. Учитывая актуальность процедуры банкротства вследствие ухудшения экономической ситуации в стране и влияния международных факторов, предлагаем обратить внимание на неоднозначные моменты, которые могут возникнуть, если имущество должника будет находиться под обременением залогом/ипотекой.

  Залоговое имущество и ликвидационная масса.

Механизм реализации имущества, которое передано в залог, претерпит существенные изменения. С одной стороны, Законом в п. 5 абз. 1 ч. 1 ст. 38 предусмотрено, что со дня открытия ликвидационной процедуры продажа имущества банкрота осуществляется в порядке, установленном этим Законом. Однако с другой стороны, требования залоговых кредиторов не включаются ни в одну из очередей требований кредиторов и погашаются вне очередности (ч. 9 ст. 45 Закона). Необходимо учитывать также ч. 4 ст. 42 Закона, согласно которой имущество, которое передано в залог, не включается в состав ликвидационной массы и используется исключительно для удовлетворения требований залогового кредитора. При этом такое имущество реализовывается в порядке, установленном Законом, а денежные средства, которые остаются после удовлетворения обеспеченных залогом требований и покрытия расходов, связанных с содержанием, хранением и продажей предмета обеспечения, подлежат включению в ликвидационную массу.
Анализируя указанные нормы, приходим к выводу, что все средства от реализации предмета залога направляются для удовлетворения требований залогового кредитора. Однако возникают вопросы каким образом распределяется сумма средств, полученных от реализации залогового имущества, в случае ее недостаточности для удовлетворения требований залогового кредитора и в случае наличия расходов ликвидатора на содержание, хранение и продажу предмета залога.
Исходя из анализа положений п. 2 ч. 4 ст. 42 Закона и ч. 1 ст. 45 Закона относительно очередности требований кредиторов, представляется возможным направление части средств, полученных от реализации предмета залога, для выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и компенсации расходов, связанных с осуществлением процедуры банкротства.
Также интересным является вопрос, который возникает из п. 3 ч. 4 ст. 42 Закона. Согласно указанному пункту средства, полученные от продажи предмета залога, направляются на: 1) удовлетворение обеспеченных требований и 2) покрытие расходов, связанных с содержанием, хранением и реализацией предмета обеспечения. В случае недостаточности возможно направление полученных денежных средств сначала на удовлетворение обеспеченных требований, а остаток - на покрытие расходов, или возможно пропорциональное распределение полученных сумм. В случае недобросовестных действий ликвидатора по умышленному увеличению расходов на содержание, хранение и продажу предмета залога, возможно нарушение интересов залогового кредитора.
Таким образом, необходимо определить объем прав и возможностей, которые имеют залоговый кредитор и арбитражный управляющий при осуществлении процедуры банкротства.

Изменения в субъектном составе.

Следует обратить внимание на изменения, которые имеют место в определении терминов «стороны в деле о банкротстве» и «участники производства в деле о банкротстве». В частности, в редакции закона, которая будет действовать с 19.01.2013 г. залоговые кредиторы не являются стороной в деле о банкротстве, а являются только участниками в производстве по делу о банкротстве.
Это существенно изменяет правовое регулирование статуса кредиторов, требования которых обеспечены залогом, в процедуре банкротства.
Во-первых, согласно новой редакции Закона, залоговые кредиторы утрачивают возможность быть членами комитета кредиторов (с требованиями, которые не обеспечены залогом, они выступают как конкурсные кредиторы) с правом решающего голоса. Частью 1 ст. 26 Закона им предоставлена возможность принимать участие в комитете кредиторов с правом совещательного голоса.
Во-вторых, требования залоговых кредиторов, которые обеспечены залогом, вносятся в реестр требований кредиторов, однако осуществляется это в особом порядке, и учитываются такие требования отдельно от требований других кредиторов.
Особая процедура внесения требований, обеспеченных залогом, предусмотрена ч. 8 ст. 23 Закона, согласно которой распорядитель имущества обязан отдельно внести в реестр требования кредиторов, которые обеспечены залогом имущества должника, согласно поданных заявлений, а в случае отсутствия заявлений - согласно данных учета должника, а также отдельно внести в реестр сведения о имуществе должника, которое является предметом залога исходя из данных Государственного реестра залогов. Указанная норма указывает на то, что срок предъявления требований к должнику не распространяется на требования залоговых кредиторов и такие требования не могут быть признаны погашенными в связи с пропуском срока их предъявления. В любом случае у распорядителя имущества есть обязанность включить в реестр требования залоговых кредиторов. В случае нарушения этой обязанности это может быть основанием для прекращения его полномочий или даже для аннулирования лицензии (свидетельства).
В-третьих, следует обратить внимание, что согласно ч. 12 ст. 41 и ч. 8 ст. 26 Закона только комитет кредиторов имеет полномочия подавать суду ходатайство о прекращении полномочий ликвидатора и назначения нового ликвидатора. При этом, согласно ч. 11 ст. 41 Закона, залоговый кредитор как участник производства по делу, может только обжаловать действия (бездействие) ликвидатора, если такие действия (бездействие) нарушают права такого кредитора. Таким образом, влияние залоговых кредиторов на ликвидационную процедуру существенно уменьшается с вступлением в силу новой редакции Закона.

Арбитражный управляющий.
Существенные изменения коснулись правового регулирования статуса арбитражного управляющего. В новой редакции Закона содержится отдельный раздел, посвященный деятельности арбитражного управляющего.
Во-первых, установлена необходимость проведения обучения и стажировки на протяжении шести месяцев. Осуществлять деятельность арбитражного управляющего возможно только после сдачи квалификационного экзамена и получения свидетельства на право осуществления такой деятельности (ст. 103 Закона).
Порядок подготовки определяется Приказом Министерства юстиции Украины от 12.09.2011 г. № 2094/5 «Про утверждение Положения про систему подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)», зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 14.09.2011 г. № 1084/10822.
Указанным положением, в частности, увеличен перечень подготовительных дисциплин и увеличен срок подготовительных курсов, который не может быть менее одного месяца. Также, арбитражным управляющим с 19.01.2013 для получения свидетельства необходимо иметь не менее трех лет стажа работы по специальности.
Касательно изменений в законодательстве в сфере банкротства, Министерство юстиции Украины выдало информационные разъяснения от 06.04.2012 и от 27.04.2012.
Во-вторых, для осуществления деятельности арбитражного управляющего лицо должно быть внесено в Единый реестр арбитражных управляющих. Указанный реестр формируется и администрируется государственным органом по вопросам банкротства. Запись в реестр вносится одновременно с выдачей свидетельства на право осуществления деятельности арбитражного управляющего.
Следует обратить внимание, что в сравнении с действующей редакцией Закона, из определения арбитражного управляющего исчезло положение про обязательное наличие у него лицензии. Новой редакцией Закона предусматривается исключение деятельности арбитражного управляющего с перечня видов деятельности, которые подлежат лицензированию. В тоже время, на протяжении шести месяцев после вступления в силу новой редакции Закона, выданные лицензии продолжат действовать, государственный орган по вопросам банкротства в течение этого срока по заявлению арбитражного управляющего бесплатно заменяет лицензию свидетельством на право осуществления деятельности арбитражного управляющего.
В-третьих, новеллой Закона является установление единого подхода к назначению арбитражного управляющего в делах по банкротству, кандидатура которого определяется судом самостоятельно с применением автоматизированной системы из числа лиц, внесенных в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Однако необходимо учитывать ч. 3 и ч. 4 ст. 114 Закона, согласно которым арбитражный управляющий, назначенный автоматизированной системой, должен предоставить суду заявление о своем согласии на участие в деле. Но если такое заявление не предоставлено, суд назначает арбитражного управляющего без применения автоматизированной системы с числа лиц, внесенных в Единый реестр арбитражных управляющих.

Таким образом, после вступления в силу новой редакции Закона, произойдут существенные изменения в процедуре получения свидетельства, порядке назначения и деятельности арбитражных управляющих.

(с) Олефир Валерий

Оригинал публикации: Закон и Бизнес № 26 - 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий