В Украине вводится государственный контроль за деятельностью банковских групп. Теперь, участники такой группы, обязаны предоставлять информацию не только о себе, но также о материнской компании и иностранных участниках банковской группы.
Подробнее ниже:
Подробнее ниже:
Контроль над банковскими группами позволяет
предвидеть возможные риски для системы и минимизировать их влияние на экономику
страны
Правление
Национального банка Украины (НБУ) 09 апреля с.г. приняло Постановление № 134
(Постановление № 134), которым устанавливаются правила и порядок идентификации
и признания банковских групп. Указанное постановление вступило в силу 21 мая с.г.
Это постановление принято с целью практического исполнения Закона Украины «О
внесении изменений в некоторые законы Украины о надзоре на консолидированной
основе» № 3394 от 19 мая 2011 года (Закон № 3394).
Указанным
Законом из правового регулирования исключаются такие образования как
«финансовая холдинговая группа», «банковская холдинговая группа» и «банковская
корпорация», а вводится понятие «банковской группы» и порядок надзора за ее
деятельностью.
Информация для регистрации
Постановление
НБУ № 134 устанавливает порядок идентификации, признания банковской группы и
способ определения ответственного лица такой группы.
Банковской
группой признается группа юридических лиц, которая состоит из материнского
банка и дочерних компаний, которые являются финансовыми учреждениями. Также
существует определение, что банковской группой, считается группа юридических
лиц, состоящая из двух или более финансовых учреждений (хотя бы одно из них -
банк) и среднеарифметическое значение активов банка составляет 50 и более
процентов от активов финансовых учреждений, входящих в такую группу.
В
соответствии с Постановлением № 134 лицо, которое планирует стать контролером
банковской группы, обязано предварительно уведомить НБУ о таком намерении и
предоставить сведения о банковской группе. Интересно, что ответственность за непредставление упомянутой
информации не установлена. Таким образом, НБУ может признать банковскую группу
как на основании сведений, поданных ответственным лицом или контролером группы,
так и полученных НБУ в результате осуществления банковского надзора.
Однако,
учитывая изменения в статье 73 Закона «О банках и банковской деятельности» НБУ
может самостоятельно признать банковскую группу, а ее отказ от предоставления
информации будет расценен как нарушение. В свою очередь, такое нарушение является
основанием для применения мер воздействия, таких как установление
дополнительных экономических нормативов для банковской группы, запрет на
проведение операций между банком и другими участниками группы, требование к
банку об отчуждении частей в уставном капитале других членов группы.
После
получения контроля, контролер банковской группы обязан обеспечить
предоставление ответственным лицом необходимой информации о группе в НБУ.
Ответственное
лицо банковской группы определяется контролером. До этого момента, функции
ответственного лица группы выполняет банк с наибольшим значением активов в
группе. Ответственное лицо должно быть способно обеспечить эффективные системы
управления в группе, управление рисками, качественный внутренний контроль,
развитую систему информационных связей, а также учетные процедуры, позволяющие
группе предоставлять статистическую, финансовую и консолидированную отчетность.
Указанные
требования корреспондируют с изменением, внесенным Законом № 3394, в статью 9 Закона Украины «О банках и
банковской деятельности», в которой определяются формы и порядок банковского
контроля на консолидированной основе.
Предоставляемые
в НБУ сведения должны подробно описывать структуру банковской группы,
финансовые показатели каждого ее члена, структуру собственности такой группы и
содержать подробные сведения о ее контролере.
Группа под контролем
В
сравнении с действовавшим ранее Постановлением Правления НБУ № 377 от 31
августа 2001 года, которым было утверждено Положение о порядке создания и
государственной регистрации банковских объединений, существенно изменен и характер
информации, предоставляемой НБУ.
В
связи с исключением регистрации банковских корпораций и банковских холдинговых
групп, больше не требуется предоставление учредительных документов, бизнес-плана
и прочих документов, характеризующих отдельные стороны такого образования. Это
связано с тем, что банковские корпорации и холдинговые группы создавались в
форме отдельного юридического лица, и предоставляемая информация всесторонне
характеризовала такое созданное лицо. В тоже время, банковская группа не
является отдельным юридическим лицом, поэтому, в соответствии с международными
стандартами, Постановление № 134 направлено на всех членов группы, благодаря
чему деятельность банковских групп должна стать более прозрачной и менее
подверженной рискам.
Контролеру
банковской группы (или ответственному лицу) необходимо предоставлять информацию
о каждом участнике такой группы в разрезе активов и собственного капитала,
финансового результата, участия в уставном капитале других участников группы,
отношений со связанными лицами и места в структуре банковской группы.
Указанная
информация предоставляется по всем участникам группы, в т.ч. иностранным юридическим
лицам, которые на Украине не представлены. Таким образом, Положение № 134
позволит НБУ получить существенно больше информации о международных финансовых
и украинских банковских группах.
Кроме
этого, НБУ наделяется полномочиями требовать от ответственного лица
предоставления дополнительной информации и документов, необходимых для
уточнения структуры банковской группы, ее характеристики и видов деятельности
участников.
Целью
принятия Постановления № 134 является приближение регулирования и контроля банковской
деятельности на Украине к международным стандартам и принципам Базельского
комитета. Изменения в регулировании направлены на контроль деятельности
банковской группы и взаимных связях ее членов. В связи с введением надзора на
так называемой консолидированной основе, Постановлением № 134 конкретизирован
объект надзора, которым выступает банковская группа, и установлены ее четкие
признаки.
Подобное
регулирование актуально, поскольку на Украине действует достаточно много как
украинских, так и иностранных банковских и финансовых групп. И если банковские
группы с иностранным капиталом изначально применяли жесткие стандарты и
проверенные корпоративные правила, то украинским возможно потребуется
переходный период для выполнения всех требований, изложенных, в частности, в главе
1 раздела 4 Постановления № 134. Банковским учреждениям уже сейчас необходимо
проверить наличие внутренних процедур и их соответствие нормативным
требованиям.
Отказ в признании
Если
же часть совокупных активов банка в размере активов финансовых учреждений
группы составляет менее 40 процентов или часть совокупных активов банка в
размере активов группы составляет от 40 до 50 процентов на протяжении 3 лет,
НБУ прекращает признание банковской группы.
Также
НБУ может прекратить признание банковской группы как на основании информации,
полученной от ответственного лица группы, так и полученной при осуществлении
банковского надзора. С момента прекращения признания банковской группы заканчивается
осуществление надзора на консолидированной основе, и ответственное лицо
освобождается от обязанностей предоставлять дополнительную отчетность.
Постановление
№134 является закономерным шагом в развитии регулирования банковской
деятельности Украины и расширении государственного контроля и надзора за банковскими
и финансовыми группами. Ведь такие объединения сейчас оказывают наибольшее
влияние на экономическую систему не только отдельной страны, но и в мировых
масштабах.
В
существующих условиях экономической непредсказуемости контроль над банковскими
группами позволяет предвидеть возможные риски для системы и минимизировать их
влияние на экономику страны путем применения НБУ необходимых мер.
(с) Олефир Валерий
Опубликовано - Юридическая практика № 30 - 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий